Московские власти и ОАО “РЖД” договорились о создании совместной компании, в управление которой будет передано 854 млрд руб. Эти средства пойдут на развитие московского железнодорожного узла до 2025 года — строительство транспортной инфраструктуры и недвижимости. Основными акционерами ОАО “Управляющая компания “Московская кольцевая железная дорога”" (УК МКЖД) станут РЖД и мэрия, часть акций (25-33,3%) достанется инвесторам за участие в финансировании проекта.

2 сентября столичные власти одобрили генеральную схему развития московского железнодорожного узла (МЖУ) до 2025 года с общим объемом инвестиций 854 млрд руб. (подробнее об этом см. на стр. 5). Для реализации этой программы будет создана УК МКЖД, сообщил “Ъ” руководитель департамента транспорта и связи (ДТиС) правительства Москвы Леонид Липсиц. В пресс-службе московского филиала РЖД отказались от комментариев, посоветовав обратиться за подробностями к московским властям.

По подсчетам чиновников, на первоначальном этапе УК будет распоряжаться инвестициями в размере 35-42 млрд руб. (более $1,4-1,7 млрд). Доли правительства Москвы и РЖД в новой структуре сейчас обсуждаются, отметил господин Липсиц, добавив, что не исключено вхождение в акционерный капитал МКЖД сторонних инвесторов. По словам представителя ДТиС Андрея Кружалина, это могут быть девелоперские компании, заинтересованные в застройке территорий вблизи железнодорожного полотна, где запланировано размещение социальных объектов и гостиниц.

Источник “Ъ” в мэрии уточнил, что сейчас обсуждается два варианта распределения долей в УК МКЖД, которая, по его информации, может быть создана уже к концу этого года. Первый вариант предусматривает оставить контроль за ОАО “РЖД”, предоставив монополии до 50% акций, а оставшиеся 50% в равных долях закрепить за московским правительством и инвесторами. Второй вариант подразумевает равное участие сторон в управляющей компании: по 33,3% акций закрепляются за железнодорожниками, столичными властями и компаниями. “Поскольку источниками финансирования 854 млрд руб., предусмотренных генеральной схемой МЖУ, станут не только средства РЖД, но и бюджеты РФ, столицы и Московской области, то не исключено, что в число учредителей УК может войти и подмосковное правительство”,— говорит собеседник “Ъ”. “Жесткая структуризация пакета учредителей УК позволит избежать корпоративной войны, которая развернулась вокруг ОАО “Сити”, где число акционеров достигало 15 тыс. физических и юридических лиц”,— говорит управляющий партнер Blackwood Константин Ковалев. Борьба за распыленные среди миноритариев акции и контроль над управляющей строительством ММДЦ “Москва-Сити” компанией началась в 2003 году: в разное время в ней участвовали группа SPI водочного магната Юрия Шефлера, “Гута”, “Норникель”. Сейчас более 80% акций “Сити” консолидировал “Базовый элемент” Олега Дерипаски.

Сотрудничество между правительством Москвы и РЖД началось прошлым летом, когда был создан координационный совет по проблемам градостроительного развития в столице территорий Московского железнодорожного узла, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и прилегающих к ним земельных участков. По оценкам экспертов, земли РЖД в Москве занимают около 4 тыс. га. Уже объявлено о планах по закрытию и перепрофилированию грузовых дворов столичных вокзалов — Рижского, Киевского, Ярославского (всего это около 92,5 га.). Возможно, УК МКЖД будет курировать и эти проекты, говорит источник “Ъ” в столичном правительстве.

Коммерческий директор Capital Group Алексей Белоусов считает, что к созданию УК МКЖД городские власти и РЖД привлекут крупного инвестора, имеющего опыт реализации масштабных проектов. С РЖД уже активно работает Mirax Group: занимается освоением надпутевого пространства киевского направления МЖД (2,3 млн кв. м различной недвижимости) и выступает техзаказчиком реконструкции Курского вокзала. Вчера член совета директоров Mirax Group Максим Привезенцев не стал комментировать возможное участие компании в УК МКЖД.