На Малом кольце Московской железной дороги в связи с началом организации пассажирского движения изменится система грузовых перевозок - их сконцентрируют на нескольких грузовых терминалах за пределами столицы.

В городе за пределами Малого кольца останется два крупных узла - Люблино и Перово. Планируется, что к ним будут достраивать дополнительные подъездные пути. Так как Малое кольцо до 2012 года будет полностью электрифицировано, тепловозы постепенно уйдут в прошлое - этого требует экология города.

Главный инженер по проектам Мосгипротранса Михаил Приезжев рассказал, что меняется сам план работы сортировочных станций. На них будут формироваться сборные вывозные поезда, курсирующие между несколькими промежуточными станциями по радиальным направлениям.

“Несмотря на изменение облика Кольцевой дороги, за некоторыми станциями (Лефортово, Пресня, Владыкино, Лихоборы) частично останутся грузовые перевозки. По схеме НИиПИ Генплана Москвы многие предприятия выводят за черту города, но для обеспечения оставшихся эти станции будут работать”, - пояснил Михаил Приезжев.

При реконструкции Малого кольца грузовое сообщение будет плавно переноситься на Большую московскую окружную дорогу (БМО), и там предусмотрен ряд мер по увеличению пропускной способности. В первую очередь это постройка дополнительных станций и расширение уже существующих, к примеру, построят новую дополнительную развязку между Бекасово и Орехово.

Главный инженер Мосжелдорпроекта Анатолий Самсонов рассказал, что крупные транзитные грузы выводят на БМО ещё с 2004 года. “В начале каждого радиального направления сохранится сортировочная станция: для Октябрьской дороги - Ховрино, для Московско-Ярославского отделения - Лосиноостровская, ведь заводы в Москве остаются, а всё фурами не перевезёшь”, - пояснил Анатолий Самсонов.

При реализации первого этапа Генеральной схемы развития Московского транспортного узла на Малом кольце запланирована прокладка дополнительного пути для грузовых перевозок, который будет проходить рядом с пассажирской линией. “Дополнительный путь охватит значительную часть Малого кольца - от Угрешской до Пресни. Таким образом, он обеспечит практически все радиальные направления, кроме павелецкого”, - пояснил Анатолий Самсонов.

Выделенный путь для грузового сообщения начнут прокладывать в ближайшее время с учётом будущего строительства 4-го Транспортного кольца. Кроме того, из-за увеличения грузового потока на БМО участок от ярославского до савёловского направления планируется сделать двухпутным.

Развитие Московского транспортного узла, по мнению Михаила Приезжева, может в дальнейшем перешагнуть столичные рамки. “Московский транспортный узел - крупнейший в стране, и по мере реконструкции позитивный опыт может быть использован при оптимизации транспортных узлов других крупных городов России, в первую очередь - Санкт-Петербурга”, - отметил он.

Начальник транспортного отдела компании Relogix, сетевого логистического оператора, Александра Мурилкина считает, что если в Москве останется два полноценных грузовых терминала, то, как их ни расширяй, существующей инфраструктуры они собой не заменят. “На железной дороге нет пробок, но есть такие проблемы, как формирование состава, маневровые работы. Если к этому добавится ситуация постоянной очереди, то выполнять обязательства перед клиентами будет сложно”, - сказала Александра Мурилкина.

По её словам, в процессе переноса производства и складских комплексов за черту города грузы уходят туда, но столице всё равно необходимо снабжение. “К примеру, после ограничений на въезд в центр города для фур продукты в супермаркеты приходится возить не на одной большой, а на 10 - 15 небольших машинах, что только усугубляет пробки”, - сказала г-жа Мурилкина.

По её словам, изменение грузового движения на Малом кольце может создать ситуацию, аналогичную той, в которую попали крупногабаритные грузовые машины. “С одной стороны, въезд в город возможен по пропускам и ряду экологических параметров, с другой - фуры в центр Москвы всё равно продолжают ездить”, - сказала она.

По мнению экспертов, до завершения проекта реконструкции Малого кольца ситуация может измениться. Так, не исключено введение классификации станций, обладающих потенциалом для грузовых перевозок, и ограничений в режиме работы.