Правительство России выделит в этом году 3 млрд руб. на модернизацию Монгольской железной дороги. Об этом заявил министр транспорта Игорь Левитин. Средства пойдут на модернизацию существующей инфраструктуры, обновление подвижного состава и проектирование новой ветки к угольному месторождению Таван-Толгой.

Российские средства будут внесены в уставный капитал ОАО «Улан-Баторская железная дорога», в котором России принадлежит 50% акций. Аналогичную сумму внесёт в уставный капитал компании и монгольская сторона.

По словам генерального секретаря международного координационного совета по Транссибирским перевозкам Геннадия Бессонова, знакомого с деталями проекта, деньги пойдут на реконструкцию участка Улан-Батор – Наушки, проектирование новой ветки Зуунэбаян – Даванзалгад и на закупку десяти магистральных локомотивов у «Трансмашхолдинга».

С августа российской долей УБЖД распоряжается ОАО «РЖД». «За счёт увеличения уставного капитала будет оплачена работа ОАО «РЖД» по реконструкции 108 км основного пути, проведённого в прошлом году», – говорит заместитель начальника отдела организации международных перевозок департамента  международных связей ОАО «РЖД» Елена Брусенская. По её словам, в этом году должно быть отремонтировано ещё 108 км. Стоимость этих работ пока не определена. Кроме того, УБЖД сейчас ведёт переговоры с «Трансмашхолдингом» о закупке техники, но контрактов пока ещё не было заключено. Возможно, часть средств пойдёт на закупку в России программного обеспечения для создания единой электронной системы взаимодействия между РЖД и УБЖД.

«Гудок» уже писал о том, что ОАО «РЖД» соз­дало с монгольскими компаниями совместное предприятие «Развитие инфраструктуры», которое разработало технико-экономическое обоснование реконструкции монгольских железных дорог и  строительства новых линий. По ранее достигнутым договорённостям между правительствами России и Монголии СП должны были принадлежать частичные права на разработку Таван-Толгоя. Для этого Россия обязалась внести в уставный капитал СП $1,5 млрд.

Однако решения на этот счёт власти Монголии до сих пор не приняли. Поэтому в ОАО «РЖД» затрудняются сказать, когда именно начнётся реализация подготовленного совместного проекта. Вместе с тем китайская компания Shenhua уже прокладывает железную дорогу от Таван-Толгоя в свою страну.

«России надо застолбить место в Монголии именно сейчас, – считает Геннадий Бессонов. – В противном случае Китай заберёт себе все богатейшие месторождения страны». По его словам, у российского правительства сейчас есть хороший шанс договориться с монгольскими коллегами.

В феврале в Минтрансе состоится рабочая российско-монгольская группа по транспорту. Возможно, что к этому сроку переговорщикам удастся найти взаимовыгодное решение.