На совещании уполномоченных представителей железнодорожных администраций государств – участников СНГ и стран Балтии и Грузии принято решение о необходимости увеличения срока действия режима срочного возврата грузовых вагонов инвентарного парка, курсирующих в межгосударственном сообщении, со 120 до 180 суток в течение года.

Заместитель председателя дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ, стран Балтии и Грузии Виктор Гапаненок заявил «Гудку», что увеличение сроков действия режима срочного возврата вагонов (см. справку) даёт возможность железнодорожным администрациям более чётко контролировать порядок использования их инвентарной собственности.

«Во-первых, увеличение срока действия режима срочного возврата позволит администрациям получать дополнительные доходы за счёт получения компенсаций, – рассказал Виктор Гапаненок. – Во-вторых, эта мера поможет собственникам инвентарного парка планировать свою работу. Определять объёмы вагонов, выделяемых под погрузку на своих полигонах. Это снижает издержки по диспетчеризации, поскольку для администраций становятся более ясными сроки присутствия подвижного состава на своей сети. Увеличение сроков действия режима срочного возврата является особенно актуальным в условиях резкого сокращения объёмов инвентарного парка на пространстве колеи 1520 мм. Новые условия возврата будут вост­ребованы в периоды повышенного спроса на инвентарный парк – во время сезонного роста сельскохозяйственных, строительных и энергетических перевозок».

Данное решение будет представлено главам железнодорожных администраций, входящих в Совет, в ходе его 52-го заседания, которое состоится в середине мая текущего года в Риге.

Виктор Гапаненок подчеркнул, что при этом остался без изменения размер экономической ответственности за несоблюдение режима срочного возврата вагонов:

– Представители Белорусской, Латвийской и Эстонской железных дорог предлагали увеличить размер экономической ответственности втрое – с 200 до 600 швейцарских франков за каждый погруженный вагон в период действия режима срочного возврата. Однако такое радикальное ужесточение ответственности остальные участники совещания сочли неоправданным, поскольку на сегодняшний день проблема невозврата вагонов не столь остра, как в период пикового спроса на вагоны в первой половине 2008 года.

Начальник сектора службы перевозок Белорусской железной дороги Наталья Старинская заявила «Гудку», что предложение об увеличении размеров штрафов за несоблюдение правил срочного возврата выдвигалось с целью усилить ответственность для тех, кто задерживает вагоны.

«Однако поскольку финансовые решения могут приниматься лишь при единогласном согласии всех представителей администраций – участниц Совета, а на прошедшем совещании такого единодушия достигнуто не было, предложение об увеличении размера санкций было снято. Как альтернативный вариант было принято решение об увеличении срока действия режима срочного возврата без увеличения штрафных санкций», – добавила она.

Заместитель начальника главного управления перевозок ГА «Укрзализныця» Николай Топчиев заявил «Гудку», что на текущий момент срок действия режима срочного возврата вагонов в 180 суток является оптимальным.

«Сегодня проблема по невозврату остро не стоит. Но если весной, с началом посевных работ и оживления строительства, возникнет дефицит какого-либо вида парка, например цистерн, то можно будет на очередном совещании вернуться к вопросу увеличения как сроков действия режима срочного возврата, так и штрафных санкций за нарушение условий возврата», – добавил он.