Российские контейнерные перевозки, упавшие в 2009 году на 22%, начали восстанавливаться. В январе-феврале они выросли на 18,3%. По морским терминалам рост составил 37-47%. Операторы отмечают, что рынок сдерживается медленным увеличением импорта,- это ограничивает количество контейнеров, которые могут быть отправлены на экспорт. Причем, по мнению экспертов, центр прибыли смещается от основного железнодорожного оператора, государственного “Трансконтейнера”, к частным операторам и терминалам.

Объем железнодорожных перевозок грузов в контейнерах в России за два первых месяца 2010 года вырос на 18,3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, до 298,7 тыс. TEU (эквивалент двадцатифутового контейнера), об этом говорится в материалах исследовательского агентства Infranews. По данным Ассоциации судоходных компаний, восстанавливается грузооборот контейнеров и в российских морских портах. В январе-феврале перевалка импортных грузов в контейнерах выросла на 47,1%, до 2,4 млн тонн, в экспортном сообщении - на 37,1%, до 1,4 млн тонн. Крупнейший в России Первый контейнерный терминал в порту Санкт-Петербурга (входит в Национальную контейнерную компанию, НКК) в январе-феврале увеличил перевалку на 25,4%, до 156,2 тыс. TEU, объем перевалки также входящего в НКК терминала НУТЭП в Новороссийске вырос на 35%, до 28,2 тыс. TEU.

Но участники рынка и эксперты полагают, что восстановление рынка идет крайне медленными темпами: в начале прошлого года падение достигало 40-70% в зависимости от порта. В НКК отмечают, что пока покупательная способность населения не растет, поэтому и импортные товары, которые преимущественно перевозятся в контейнерах, не идут на российский рынок. “Отсутствие достаточного количества импортных контейнеров в свою очередь сдерживает контейнеризацию российского экспорта, поскольку эффективный бизнес контейнерных перевозок предполагает наличие баланса между импортом и экспортом груженых контейнеров”,- отмечает директор по маркетингу НКК Ольга Деньщикова.

Но железнодорожники довольны темпами роста. Так, например, Раиса Паршина, глава совета директоров Дальневосточной транспортной группы, специализирующейся на контейнерных перевозках, надеется, что нынешняя тенденция продолжится в течение года. “Все наши собственные вагоны сейчас загружены работой,- рассказывает она.- Мы могли бы увеличить объемы перевозок за счет экспедирования грузов наших клиентов, но этот бизнес предполагает кредитование заказчиков, чего, к сожалению, мы пока не можем себе позволить”. Точные цифры перевозок за январь-февраль опрошенные “Ъ” железнодорожные операторы пока не раскрывают, планируя обнародовать данные по итогам первого квартала.

По словам директора Infranews Алексея Безбородова, к моменту выхода из экономического кризиса бизнес всех внутрироссийских контейнерных перевозок претерпел существенные изменения. Так, по его данным, независимые операторы, а также экспедиторы и операторы морских терминалов все чаще сами выступают плательщиками железнодорожного тарифа. “В результате, продавая перевозку в розницу, они имеют больше прибыли, хотя продолжают пользоваться вагонами “Трансконтейнера” (крупнейший оператор специализированных контейнерных платформ.- “Ъ”)”,- отмечает эксперт. В результате доля оплаченных “Трансконтейнером” контейнерных перевозок в первые два месяца 2010 года сократилась до 52,4% с 62% в аналогичный период прошлого года. В “Трансконтейнере” эти данные не комментируют.