На участке Вологда – Данилов Северной дороги локомотивные бригады начали водить грузовые поезда согласно именному графику.

Как отметили в ОАО «РЖД», если эксперимент будет успешным, эту технологию планируется распространить на всю сеть.

График составляется на месяц. Каждая бригада теперь заранее знает свой маршрут, номера поездов, время их отправления и прибытия. Раньше так работали лишь на пассажирских перевозках.

«Сейчас на направлении Вологда – Данилов 15 из 30 грузовых поездов ежесуточно следуют по твёрдым «ниткам» графика, почти как пассажирские, – поясняет первый заместитель начальника Дорожного центра управления движением СЖД Галина Парамонова. – Это требует от диспетчерского аппарата и причастных служб чёткого планирования перевозок, своевременной подачи и обработки составов. Важна также безотказная работа узлов электровоза, вагонов и всей инфраструктуры 140-километрового участка».

От машинистов и помощников, работающих по именному графику, требуется неукоснительное соблюдение технологии и гарантированное обеспечение безопасности движения. Любой брак в работе, некачественная приёмка локомотива, задержка в пути или невыполнение перегонного времени могут сорвать график. Поэтому в эксперимент включены самые надёжные локомотивные бригады.

«Отбор ведётся с учётом индивидуальных рейтингов машинистов, которые недавно начали составлять во всех эксплуатационных локомотивных депо отделения, – говорит начальник Вологодского отделения СЖД Сергей Альмеев. – Ездить по именному графику будут в первую очередь локомотивщики, попавшие по результатам работы в «зелёную» зону, то есть лучшие. У находящихся в «жёлтой» зоне тоже есть шанс. А вот  машинисты из «красной» зоны на графиковую работу могут не рассчитывать».

По мнению начальника эксплуатационного локомотивного депо Лоста Сергея Смертина, введение именного графика позволило улучшить условия труда и отдыха локомотивных бригад. «Машинист и помощник, работающие в графике, могут планировать свою жизнь, рассчитывать зарплату, они фактически застрахованы как от сверхурочных, так и от недоработок, – говорит он. – Машинист-инструктор тоже в выигрыше – ему легче планировать и контролировать работу бригад. Снижается количество контрольно-инструкторских поездок, ведь бригада закреплена на одном маршруте и её не нужно обкатывать на других направлениях».

«По именному графику езжу уже около месяца. Работать гораздо удобнее, – рассказал «Гудку» машинист депо Лоста Иван Шаханов. – Раньше нельзя было предсказать, сколько времени займёт рейс и когда вернёшься. А теперь в поездке я нахожусь ровно 12 часов и точно знаю, когда буду дома. Выходные предоставляют чётко по графику. Так что отдых с семьёй  и все домашние дела удаётся спланировать заранее».

По словам начальника отдела подвижного состава Вологодского отделения Владимира Баландина, вождение грузовых поездов по графику позволяет максимально эффективно использовать локомотивные бригады, экономя людские ресурсы, время и деньги. Так, рейс из Вологды в Данилов в обычном режиме занимает до 12 часов, после чего бригада отдыхает в пункте оборота около шести часов и отправляется обратно. «А сейчас за десять часов одна бригада успевает провести поезд в Данилов, тут же принять там новый, поданный точно к её приезду, и приехать в Вологду», – говорит Владимир Баландин.

Как сообщили «Гудку» в Дорожном центре управления движением, вождение грузовых поездов по жёстким «ниткам» именного графика планируется организовать также на участках Вологда – Шарья, Вологда – Няндома, Вологда – Буй, Вологда – Бабаево.

«Но это будет зависеть от того, насколько успешно будет реализован пробный проект на участке Вологда – Данилов», – подчёркивает Галина Парамонова.

Кроме того, сейчас на Вологодском отделении начинаются летние путевые работы, поэтому внедрять именной график на других плечах обслуживания здесь считают преждевременным.

Кстати, подобную технологию на Вологодс­ком отделении пытались ввести ещё в 1985 году. «Об этом свидетельствует обнаруженная недавно в нашем музее фотография: начальник депо Вологда вручает машинисту именной график, – замечает Владимир Баландин. – Но тогда график продержался всего полторы недели, после чего рухнул. Нынче графиковый пропуск грузовых контролирует лично начальник отделения».

Как пояснил «Гудку» заместитель начальника отдела организации работы локомотивов и локомотивных бригад Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Игорь Бочихин, именные графики не раз применялись на участке Вологда – Данилов. Но из-за сгущённого потока проблематичным являлось выделение ядра, то есть количества поездов в общей массе, которые стабильно курсируют на данном направлении в определённые временные интервалы. Сейчас ситуация стабилизировалась, грузопоток выровнялся.

Отправление локомотивных бригад по именным графикам отрабатывается на пилотном полигоне Челябинск – Рыбное. Как отметил начальник лаборатории автоматизированного управления тяговыми ресурсами отделения автоматизированных центров управления перевозками ОАО «НИИАС» Андрей Кузминов, на станции Челябинск введена в эксплуатацию система автоматизированного, текущего планирования локомотивов и локомотивных бригад под готовые поезда. За время работы она показала свою эффективность: к минимуму сведён человеческий фактор, сокращено время на планирование машин и бригад под готовые поезда. Диспетчеру достаточно подтвердить предлагаемую автоматизированную подвязку, далее система сама формирует план-задание на отправление поездов с определённой бригадой и машиной на графиковую «нитку».

Намереваются работать по такой схеме и в Бекасово-сортировочном Московской дороги.

В случае положительных результатов отправление грузовых поездов по твёрдым графикам планируется распространить на всю сеть, уточнил Игорь Бочихин. Применение такой практики поможет уйти от непроизводительных потерь рабочего времени локомотивных бригад, увеличит их время на отдых, обеспечит своевременный вывод поездов с основных и сортировочных станций.