В ноябре в ОАО «РЖД» будет сформирован пакет предложений президенту компании с планом конкретных мероприятий по ускорению доставки контейнерных грузов по Транссибу.

В настоящее время уже создана рабочая группа проектного офиса ОАО «РЖД», в которую входят представители нескольких департаментов, в том числе представители Центра по таможенной деятельности – структурного подразделения ОАО «РЖД». Перед рабочей группой поставлена задача выработать предложения по ускорению и оптимизации контейнерных перевозок и всего, что связано с грузами, которые можно перевозить в этом подвижном составе. Об этом было заявлено в Самаре на школе передового опыта Центра по таможенной деятельности.

По словам начальника Центра Анатолия Филиппова, предполагается максимально использовать пропускные возможности Транссиба и припортовых станций для вывоза контейнеров из стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Дальнего Востока. Для этого необходимо создать систему одного «окна» для клиентов, упростить процедуру оформления таможенных документов в портах, снизить количество задержек вагонов на погранпереходах, чтобы ускорить доставку грузов. «Необходимо выстроить технологию так, чтобы привлечь и увеличить клиентскую базу, чтобы наши иностранные партнёры – в первую очередь китайские – воспользовались услугами ОАО «РЖД», – сказал Анатолий Филиппов.

Рабочей группе предстоит оптимизировать порядок взаимодействия с таможенными органами и в портах. «Важно, чтобы подвижной состав предоставлялся своевременно, чтобы в самые короткие сроки проводились все процедуры, связанные с таможенным оформлением грузов, – всё это будет рассматривать рабочая группа», – отметил Филиппов.

Для этого ещё до прихода контейнера в порт информация из порта отправления (из Китая, Японии или Южной Кореи) должна в электронном виде поступить экспедитору. Экспедитор должен подготовить таможенную декларацию и передать её на таможенный пост.

«Пока трудно сказать, что будет предложено рабочей группой, но задача поставлена так – заинтересовать клиента в грузоперевозках. А значит, увеличить доходную часть бюджета компании», – сказал Анатолий Филиппов.

В перспективе опыт организации контейнерных перевозок будет распространён и на другие виды экспортно-импортных грузов.

Но для этого необходимо изменить схему взаимодействия железнодорожников с таможенными органами и создать модель информационного обмена достоверными данными и добиться изменения законодательной базы. Дело в том, что по действующему законодательству все таможенные документы – накладная, транзитная декларация, счёт-фактура, лицензия и другие – должны предоставляться в таможенные органы на бумажных носителях. Это осложняет работу таможенного перевозчика – ОАО «РЖД», увеличивает время процедуры оформления документов и, соответственно, нахождения вагона на станции.

«Ведь таможенные посты нередко удалены от станций, и на оформление документов требуется до 12 часов», – говорит заместитель начальника Самарского регионального отдела по таможенной деятельности КбшЖД Ирина Осипова.

По мнению железнодорожников, перевод документооборота в электронный вид необходим ещё и для прозрачности таможенной деятельности и всего перевозочного процесса. В этом случае исключается возможность, например, подмены документа.

«Когда мы ввозим груз из-за границы, то получаем его в запечатанном вагоне с навешенным запорно-пломбировочным устройством. Мы не видим, что в нём, получаем только документы на бумажном носителе. В них написано, к примеру, что в вагоне – калоши. Мы передаём информацию и документы в таможенные органы. А после досмотра выясняется, что в подвижном составе – плазменные телевизоры. Таможня в отношении нас возбуждает дело о нарушении таможенных правил, и нас привлекают к административной ответственности», – говорит Анатолий Филиппов.

Перевозчику приходится в судебном порядке доказывать свою невиновность. Когда же документы будут формироваться в электронном виде, грузоотправитель на территории сопредельного государства будет предоставлять информацию со своей электронной подписью и с соответствующей ответственностью за все возможные нарушения.

Примечательно, что и сами таможенники готовы к таким правилам. «Технически и психологически мы готовы к переходу на информационные технологии. Да, возможны некие ошибки и разбирательства на начальном этапе, но переход к электронному документообороту неизбежен», – утверждает начальник Самарской таможни Вениамин Васильев.

Как рассказал заместитель генерального директора ООО «Таможенно-брокерский центр» (посредник между грузоотправителями и таможней) Константин Стогов, следующим шагом должно стать внедрение электронного таможенного декларирования.

«Задача – своевременно освободить вагон, дать ему возможность работать. Затраты на внедрение электронного документооборота и эффект от ускорения оборота вагонов предстоит просчитать, но преимущества информационных технологий, планируемых к применению в международных сообщениях, очевидны уже сегодня», – подчеркнул Анатолий Филиппов.