Электровозы ВЛ10, которым предстоит капитальный ремонт, теперь прибывают на соседнюю станцию на горячем ходу.

«Прежде, когда приходило время ставить электровоз на заводской ремонт, он по нормативу в течение пяти суток отстаивался в депо приписки, где его разукомплектовывали и демонтировали деповские модернизации. Потом машину отправляли прицепом к составу в сопровождении двух проводников. К примеру, со станции Бекасово МЖД до Челябинска электровоз могли тащить до двух и больше недель», – рассказывает заместитель начальника ЧЭРЗ по производству Леонид Матвеев.

Теперь всю подготовку локомотивов к отправке на завод проводят на ПТОЛ Челябинск-Южный.

«На разукомплектацию каждой машины отводится 36 часов. Ссыпаем песок, готовим автотормоза, демонтируем радиостанции и приборы безопасности для проверки. После чего тепловозом транспортируем электровоз на ЧЭРЗ (к заводу нет электрифицированного пути. – Ред.). В нерабочем состоянии из депо приписки локомотив проходит уже не тысячи километров, как раньше, а всего 17 км», – объясняет старший мастер ПТОЛа Алексей Маткин.

После ремонта электровоз также сначала отправляется на ПТОЛ Челябинск-Южный, где его встречает специальная ремонтная бригада. Она проводит цикловые работы в объёме подготовки электровоза к эксплуатации: протяжку контактных соединений, регулировку и проверку тормозной системы, оборудования. Специалисты устанавливают приборы безопасности, радиосвязи и снова проверяют их, экипируют электровоз песком, проверяют качество смазки. Комплексом «Доктор» проверяются электрические схемы. Как подчёркивает Алексей Маткин, работникам ПТОЛа пришлось освоить диагностику тяговых двигателей, моторно-осевых подшипников и букс электронным комплексом «Прогноз». Кстати, наряду с работниками ПТОЛа в приёмную бригаду пункта входят и представители завода, который заинтересован в повышении надёжности своих электровозов и снижении нормативов их простоя после ремонта.

Затем машину обкатывают на участке Челябинск – Карталы протяжённостью 261 км. Сначала – «резервом», потом – с поездом. Локомотивная бригада становится последним звеном в цепочке этой технологии. После устранения придирчивых замечаний машиниста и помощника электровоз готов к работе. В депо приписки машина идёт не одна, она ведёт грузовой состав.

«Такая технология позволит сэкономить 1,9 млн руб. в год. Ведь теперь не требуются проводники для сопровождения, нет затрат на командировочные расходы, не нужны отцепки электровозов на станциях. Сохраняются дефицитные детали и узлы. Сокращается время на передислокацию электровозов, которые по дороге из ремонта в ремонт попутно выполняют работу», – говорит заместитель начальника ЮУЖД по локомотивному и вагонному хозяйству Александр Абрамов.

Кроме того, технология способствует повышению качества ремонта электровозов, выходящих на линию. Бригада специалистов не только доводит локомотивы до эксплуатационных нормативов, но и ведёт ежедневный контроль ремонтного процесса. Помимо всего, дорога имеет ежемесячно до 17 «запасных» электровозов, готовых к выводу грузовых поездов с Челябинского узла.

«Технологический процесс стал единым для завода, эксплуатационного и ремонтного локомотивных депо. Совместная работа ускорила обкатку локомотивов и ввод их в эксплуатацию», – подчёркивает директор ЧЭРЗ Григорий Задорожный.