Повышение тарифов на перевозки и снижение спроса со стороны строительной отрасли являются главными факторами развития рынка нерудных материалов в 2010 году, считают аналитики ИА INFOLine.

Рынок нерудных строительных материалов является одним из важнейших базовых рынков строительных материалов, обеспечивая потребности целого ряда отраслей промышленности (производство товарного бетона, железобетонных изделий, асфальтобетона), железнодорожной и дорожной отраслей и строительного комплекса (жилищное строительство, строительство нежилых и инфраструктурных объектов).

Сегодня большую часть отечественного рынка нерудных строительных материалов занимает щебень. Его доля составляет порядка 50%. Вторым по популярности материалом был песок (около 38%), остальную часть рынка занимали прочие нерудные материалы.

К 2010 году производство нерудных материалов в России значительно снизилось, что поставило многих производителей на грань выживания.

Проанализировав внешнеторговый оборот щебня и гравия, эксперты ИА INFOLine пришли к выводу, что подавляющая часть щебня поставляется из Украины. При этом проблемой для российских производителей в 2009-2010 гг. стала его весьма низкая цена, из-за чего многие российские предприятия не могут конкурировать с украинскими импортерами, несмотря на снижение импорта щебня в Россию в 2009 году по сравнению с 2008 годом.

Строительный песок и прочие виды нерудных строительных материалов в Россию не импортируются, так как данные виды полезных ископаемых являются общераспространенными и преимущественно потребляются на незначительном удалении от места добычи ( в том же субъекте РФ или Федеральном округе, кроме того, возможны поставки в другие федеральные округа меду территориально близкими субъектами РФ).

Значительная часть нерудных материалов перевозится от места добычи к месту реализации с помощью железных дорог. Поэтому состояние рынка железнодорожных перевозок оказывает значительное влияние на рынок нерудных материалов.
Отрасль грузового железнодорожного транспорта переживает сейчас не лучшие времена. Большой проблемой остается физическое и моральное устаревание значительной части вагонного парка, что приводит к необходимости списания крупных партий локомотивов и грузовых вагонов.

Вторым фактором является переход вагонов в руки частных компаний - в июне 2010 года российский приватный парк грузовых вагонов составлял почти 70% от общего числа вагонов.

Этот процесс повлиял на увеличение тарифов перевозок, которое по некоторым оценкам доходит до 30%, и сейчас, вкупе со снизившимся спросом на нерудные материалы со стороны потребителей – строительной отрасли, заставляет производителей либо работать на склад, либо терпеть многомиллионные убытки.

Но есть компании-производители щебня, которые не испытывали в 2009 году трудностей с реализацией своей продукции и наращивали объемы производства, обновляли оборудование и открывали новые карьеры. Подробнее о них можно прочитать в исследовании «Исследование и Анализ базы железнодорожных перевозок нерудных строительных материалов», подготовленном ИА INFOLine.

Связано это развитие с тем, что потребление нерудных строительных материалов во многом завязано на проектах, заказчиком которых является государство, которое даже в пик кризиса не прекращало финансирование ключевых дорожных проектов, а ОАО «РЖД» регулярно закупало щебень у производителей для собственных нужд.

Таким образом, в 2010 году и далее компаниям следует либо участвовать в госуарственных тендерах, искать рынки сбыта продукции недалеко от места ее производства, либо искать перспективные с точки зрения дешевизны перевозок рынки.

Проанализировав емкость рынка и отгрузки по регионам, аналитики ИА INFOLine выявили следующие перспективные области: Дальневосточный федеральный округ, где потребление нерудных материалов сократилось наименее существенно, Приволжский (сокращение потребления около 1%) и Центральный (почти на 1,5%).