ОАО «РЖД» выступило с предложением изменить методологию определения тарифа на перевозку транзитных крупно­тоннажных универсальных и специализированных контейнеров между странами Юго-Восточной Азии и Европой. Ожидается, что данная инициатива будет рассмотрена Минтрансом до конца этого года.

За основу расчёта цены берётся не контейнер, а поезд, что включает в себя ставки «за локомотив», плату за пробег вагона, рассчитанную по ставке «за ось», и плату за перевозку контейнеров по ставке «за одну тонну брутто контейнеров». По словам специалистов департамента по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике ОАО «РЖД», в такой «трёхставочной» модели при любом варианте загрузки поезда учитывается не только типоразмер контейнера, но и его фактическая загрузка или масса тары.

Наибольший коммерческий эффект достигается при полном использовании вместимости вагона и поезда, что должно стимулировать экспедиторов на формирование контейнерных поездов из вагонов нового типа (длиной по осям сцепления автосцепок свыше 25 м или на сочленённых платформах) и их полную загрузку. Оператор (экспедитор) сможет самостоятельно решать, что ему выгоднее – потерять время на накоплении груза, но выиграть на тарифе в расчёте на контейнер. Или же повысить конкурентоспособность своих услуг за счёт ускорения сроков доставки, но с повышением стоимости услуг. Будет выдержан и принцип тарифообразования – рост тарифа с увеличением дальности перевозки.

В соответствии с новой методологией определён нижний предел тарифа на транзитные перевозки через дальневосточные порты России, пограничные переходы Забайкальск и Наушки в европейские страны и в обратном направлении.

«Предложения РЖД по новым тарифным условиям очень своевременны и правильны, ведь у нас как раз не хватает такого сервиса. Я имею в виду сервис, когда оператор берёт на себя определённый риск, покупая у РЖД «нитку» графика, и потом продаёт её клиентам. Реализация предложений позволит нам значительно увеличить объём транзитных контейнерных перевозок по Транссибу», – говорит генеральный директор ОАО «ТрансКонтейнер» Пётр Баскаков.

Генеральный секретарь Международного координационного совета по транссибирским перевозкам Геннадий Бессонов говорит, что новый тариф будет выгоднее тем экспедиторам, которые занимаются крупными отправками и способны сформировать полносоставный поезд. В этом случае они экономят время на оформлении и доставке грузов. В то же время для экспедиторов, занимающихся отправкой разрозненных групп товаров, это будет менее выгодно. «Но это должно подвигнуть их к кооперации внутри экспедиторского сообщества», – отмечает Геннадий Бессонов.

Заместитель генерального директора Дальневосточной транспортной группы (ДВТГ) Алла Лимантова говорит, что сейчас основная проблема транзитных перевозок заключается в том, что контейнеры в большом количестве скапливаются в европейской части России, в то время как в Китае наблюдается их недостаток.

«Новая методика может повлиять на стоимость экспорта России в Китай и, соответственно, переток туда контейнеров», – полагает Алла Лимантова.

В то же время она указывает на то, что в рамках новой методики необходимо удешевить возврат порожних контейнеров, это даст возможность увеличить транзитные перевозки из Китая в Западную Европу.
«Ранее у нас ставки в направлении запад – восток и восток – запад различались, а теперь все будет зависеть только от объёмов груза, – подтверждает Геннадий Бессонов. – Полносоставными поездами теперь будет выгоднее возить наш экспорт и в Китай».

Как будут считать

При транспортировке контейнеров в составе поезда, состоящего из фитинговых платформ длиной 19,6 м, гружённых до полной вместимости 20-футовыми контейнерами, по маршруту, например, Наушки – Красное тариф в пересчёте за один контейнер ниже действующего на 29%. Если же взять фитинговые платформы длиной свыше 25 м, то скидка составляет уже 31%. При неполном использовании вместимости вагонов, например на 75%, предлагаемый тариф ниже действующего на 10 и 14% соответственно.
При перевозке контейнеров в составе поезда, состоящего из фитинговых платформ длиной 19,6 м, груженных до полной вместимости 20-футовыми контейнерами, по маршруту Находка – Красное тариф в пересчёте за один контейнер – на уровне действующего, из фитинговых платформ длиной свыше 25 м – ниже действующего на 4%. При неполном использовании вместимости вагонов предлагаемый тариф выше действующего.