Минтранс РФ предлагает в три раза сократить максимально разрешенный перегруз автомобильных транспортных средств и увеличить штрафы для водителей за нарушение этих правил. Соответствующие поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) планируется рассмотреть во вторник на заседании президиума правительства.

Как говорится в материалах, опубликованных на сайте правительства, на данный момент допустимо превышение максимальной массы или нагрузки на ось не выше 15%. Это значение предлагается установить на уровне 5%.

“При общей максимальной массе транспортного средства в 40 тонн допустимое превышение составляет 6 тонн, что оказывает крайне негативное влияние на состояние автомобильных дорог и дорожных сооружений”, - говорится в материалах Минтранса, представленных в правительство.

Поправками предлагается увеличить размер штрафа водителей за нарушение правил перевозки со 100 рублей до 2-2,5 тыс. рублей.

В материалах также говорится, что в большинстве случаев разрешительные документы на движение автомобилей, перевозящих тяжеловесные грузы с превышением весовых и габаритных параметров, не оформляются, и компенсация нанесенного вреда автомобильным дорогам не выплачивается. Если же нарушение фиксируется, то преимущественно к ответственности привлекаются водители, а не должностные и юридические лица, ответственных за перевозку и отправление грузов.

Законопроектом предлагается установить административную и финансовую ответственность грузоотправителя. Кроме того, контролирующие органы предлагается наделить правом задерживать автомобили, нарушающие правила перевозки крупногабаритных грузов.

Борьба с перегрузом фур идет “давно и безуспешно”, констатирует собеседник в одной из логистических компаний. Нарушения правил перевозки, по его словам, носят массовый характер - “КамАз” с прицепом может перевезти значительно больше разрешенных 40 тонн, большинство грузоотправителей этим пользуются, и попытка строго следовать нормативам сделает бизнес перевозчика нерентабельным.

В сопроводительных документах, как правило, вес указывается “впритык” к максимально разрешенному, а проверить реальный вес и нагрузку на ось сложно. Стационарных пунктов весового контроля мало (например, на всю Москву их два), маршруты их объезда давно разработаны, а законность передвижного весового контроля периодически ставится под сомнение. В любом случае, до сих пор кампании по борьбе с перегрузом приводили лишь к пересмотру коррупционной “ренты”, констатирует собеседник.

Вопрос о перевозке тяжеловесных грузов актуален для крупных розничных сетей. Об этой проблеме, в частности, неоднократно говорил глава и основной владелец сети “Магнит” (РТС: MGNT) Сергей Галицкий. “В одном национальном регионе во время так называемого половодья невероятно растет стоимость проезда грузовых автомобилей: ты начинаешь платить бешеные деньги якобы за перегруз на ось грузовика, хотя баланса нагрузки между колесами в принципе невозможно добиться”, - рассказывал бизнесмен журналу Forbes в прошлогоднем интервью.